Современные автомобили всё активнее уходят от механики к электронике. Одним из таких решений стал электронный стояночный тормоз, или EPB (Electronic Parking Brake). Если раньше привычный «ручник» представлял собой массивный рычаг и тросы, то сегодня его заменяет компактная кнопка с электроприводом.
Разберёмся, что это за система, как она работает, в чём её преимущества и недостатки, а также посмотрим, какие модели Geely оснащаются EPB.
История появления
Первые эксперименты с заменой классического ручника на электрический привод начались ещё в 1980-х годах. В 1989-м Volkswagen показал концепт Futura, где вместо рычага уже стояла кнопка.
В серийных машинах технология появилась в начале 2000-х: Lancia Thesis (2001), BMW 7-Series, чуть позже — Lincoln LS, Audi A8 и Volkswagen Passat. Постепенно система стала стандартом для автомобилей среднего и высокого класса, а затем перешла и в массовый сегмент.
Как работает EPB
За небольшой кнопкой на ручке селектора стоит целая система, состоящая из электронного блока управления и вспомогательных узлов, которые могут различаться в зависимости от конструкции конкретного автомобиля.
Обычно устройство системы включает:
- кнопку или переключатель в салоне;
- блок управления (электронный «мозг»);
- электроприводы на задних колёсах.
По сути, при нажатии кнопки электрический мотор с редуктором прижимает тормозные колодки. Существуют два варианта реализации:
-
Cable Puller: мотор тянет трос, имитируя работу классического ручника.
-
Actuator on Caliper: привод встроен прямо в тормозной суппорт и воздействует напрямую.
Не будем углубляться в технические тонкости системы, так как этой информации вполне достаточно для общего понимания принципов работы EPB.
Дополнительные функции
Электронный стояночный тормоз — это не только замена рычага. Современные версии EPB выполняют ряд полезных задач. Система тесно связана с рядом технологий безопасности и дорожных ассистентов, которыми оснащаются современные автомобили Geely.
В числе таких задач:
- Auto Hold. Удерживает машину на месте без нажатия педали тормоза. Удобно в пробках и на светофорах.
- Hill Hold. Не даёт автомобилю откатываться назад при начале движения по наклонной поверхности. Обычно её называют системой помощи при старте в гору.
- Автоматическое включение/отключение. При остановке двигатель глушится, и тормоз активируется сам; при начале движения — отпускается.
- Динамическое торможение. При экстренной ситуации на скорости нажатие кнопки может сработать как полноценный тормоз.
- Самодиагностика и компенсация износа колодок. Система контролирует усилие и подстраивается под состояние тормозов.
Как мы можем видеть, система EPB тесно связана с работой множества опций активной безопасности, а также с передовыми ассистирующими системами, набор которых меняется в зависимости от конкретной модели Geely и комплектации.
Плюсы EPB
Рассмотрим, какие преимущества и недостатки дает наличие электронного стояночного тормоза:
- Удобство. Вместо громоздкого рычага — компактная кнопка.
- Безопасность. Есть экстренное торможение и защита от отката.
- Автоматизация. Функции Auto Hold и Hill Hold заметно упрощают жизнь в городе.
- Эстетика. Больше свободы для дизайна салона.
- Контроль износа. Тормоз всегда работает с оптимальным усилием.
Минусы и ограничения:
- Зависимость от электроники. Без питания система не сработает.
- Стоимость. Ремонт и замена дороже, чем у классического ручника.
- Отсутствие «ощущения» механики. Некоторым водителям не хватает тактильной обратной связи.
- Ограничения для дрифта и спортивной езды. Электронный тормоз не предназначен для подобных нагрузок.
Как видно, преимущества системы EPB куда весомее недостатков. Она делает регулярные поездки по городу более комфортными и безопасными в любое время года. А еще — с ней невозможно забыть поставить машину на ручник, припарковавшись в гору.
В каких моделях Geely используется EPB
Марка Geely активно применяет систему EPB в своих автомобилях. Ей оснащаются все новые и обновленные модели, независимо от комплектации. Например:
- Geely Preface. Есть EPB и функция Auto Hold, а еще помощь при старте в гору.
- Geely Monjaro тоже оснащен EPB с тормозным модулем Bosch 9.3 с электронным стояночным тормозом и расширенным набором ассистентов.
- Geely Tugella есть EPB в связке с Auto Hold для удобной езды в городских условиях.
- Новый Geely Coolray (и другие кроссоверы) также предлагают EPB уже в базовых комплектациях.
Постоянное внедрение новых технологий — один из глобальных принципов компании Geely, поэтому все современные модели бренда оснащаются электронными ручниками, а также сопутствующими ассистентами и функциями активной безопасности.
Вывод
Электронный стояночный тормоз EPB — это не просто замена старому «ручнику». Это комплексная система, которая повышает комфорт, безопасность и удобство вождения. У неё есть свои минусы — сложность, цена, зависимость от электроники. Но плюсов в повседневной эксплуатации больше.
Для таких брендов, как Geely, EPB стал уже нормой, а не опцией. И если вы садитесь в современный автомобиль, например, в Geely Monjaro, скорее всего, классического рычага ручника вы там уже не найдёте, а на селекторе будет сверкать аккуратная кнопка EPB.